В нашей школе обучаются особые дети, они имеют врожденные и приобретенные заболевания очень широкой нозологии, как соматического, так и психоневрологического плана. Особую тревогу вызывает сам характер нарушений, которые часто являются следствием перенапряжения детского организма в процессе адаптации к качеству образовательной среды. В период получения общего образования организм учащегося испытывает повышенные нагрузки как умственные, так и физические. Нарушение питания в этот период может привести к расстройствам жизнедеятельности организма, в том числе к возникновению и прогрессированию различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, органов кровообращения, изменениям со стороны эндокринной, костно-мышечной и центральной нервной систем. В настоящее время повсеместно продолжает возрастать число заболеваний у учащихся, напрямую связанных с нарушением правил рационального питания.
Соблюдение принципов рационального, сбалансированного, щадящего питания, оптимальное формирование рациона питания учащихся, правильное составление меню и приготовление пищи – важнейшие компоненты оздоровления детей с болезнями органов пищеварения и нарушения обмена веществ.
Поэтому в программе МБОУ «СОШ №10 г. Горно-Алтайска» «Образование и здоровье» здоровье ребенка рассматривается не только как цель, содержание и результат образовательного процесса, но и как критерий оценки качества и эффективности педагогической деятельности. Для решения этой задачи и была разработана программа развития организации питания в школе, которая предполагает, что правильно организованное питание, несомненно, поможет сохранять здоровье школьников.
Программа курса по формированию культуры здорового питания необходима учащимся для того, чтобы они могли достичь высот своего потенциала знаний, полноценно развиться физически и умственно, обеспечить здоровье и благополучие на всю жизнь.
Цель реализации Программы состоит в реализации требований ФГОС начального, основного, среднего общего образования образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Всего в школе в 2018-2019уч.году обучается 180 человек. Бесплатным горячим питанием обеспечены 159 учащихся – это дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья и дети из малообеспеченных многодетных семей.
Также имеется список учащихся, которым предоставляется горячее льготное питание – это учащиеся из малообеспеченных семей, с доходом ниже прожиточного минимума в Республике Алтай - 1 человек. 12 человек не питаются, по причине заболеваний (находятся на надомном обучении).
Столовая в МБОУ «СОШ №10 г. Горно-Алтайска» работает шесть дней в неделю, с 9.00 час. до 16.30 час. Дети обучаются в две смены. Учащиеся 1 смены питаются горячим завтраком на двух больших переменах, продолжительность которых составляет 20 минут. На первой большой перемене с 10.00 час. – до 10.20 час. питаются 1, 5,6,10,11 (1-2 комп.) классы; на второй большой перемене с 11.00 час. - до 11.20 час. 2,7,8,9 классы. Обучающиеся 2 смены 3,4, (3-4(комп.), 5-6(комп.), 7-9 (комп.) питаются на второй большой перемене 13.40-14.00
Посадочных мест в столовой - 36, каждому ребенку отведено свое индивидуальное место. учащиеся с 1 по 4 класс посещают школу 5 раз в неделю.
Столовая проветривается и проводится влажная уборка 3 раза в день (после каждого приема пищи), согласно санитарному минимуму. Один раз в месяц проводится санитарный день. В столовой ведется бракеражный журнал, в котором ежедневно медицинскими работниками делаются пометки о снятии проб пищи; журнал здоровья, где отмечается состояние здоровья сотрудников блока питания. Контроль по обеспечению здоровым питанием школьников и предотвращению возникновения инфекционных и неинфекционных заболеваний ведется комиссией по проверке питания: Сухова Н.В. – социальный педагог, фельдшер, Макушина Л.В. – инженер по охране труда.
Приготовление пищи проходит на базе СОШ №13. В школьную столовую доставляется только готовая продукция. Пищеблок оснащен необходимым оборудованием, позволяющим хранить продукцию в соответствии с требованиями и правилами.
На время проверки классные руководители, во время приема пищи находились в столовой с учащимися, следили за порядком и культурой поведения в столовой. В уголке потребителя висело заверенное директором меню.
Санитарный режим в столовой соблюдается. Перед пищеблоком находятся умывальные раковины, снабженные электросушилкой для рук и жидким мылом. Классные руководители следят за мытьем рук учащихся. Обеденный зал оборудован столовой мебелью с покрытием, позволяющим проводить их обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Недовложений готовой продукции по весу не обнаружено. Фактический рацион питания соответствует утвержденному примерному меню.
Оборудование, инвентарь, посуда соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям общественного питания, и выполнены из материалов, допущенных для контакта с пищевыми продуктами.
На сайт школы выкладывается информация для родителей и учащихся по здоровому питанию. Санитарное состояние столовой соответствует норме. Ежедневное меню соответствует цикличному, результаты завешивания блюд, качество готовой продукции, наличие буфетной продукции соответствуют норме.